СТОП-СЕССИЯ
Всем привет!
Сегодня хочу поговорить о том, как правильно нужно заканчивать психотерапию, и неважно какую: долгосрочную или краткосрочную.
Довольно частый случай, когда клиент приходит на терапию и чувствует, что ему не становится лучше. Ему хочется просто прийти и сказать:
«Что-то мне уже не помогает. Давай остановимся. Я просто хочу уйти».
И проблема в том, что клиенты НЕ ПРИХОДЯТ и НЕ ГОВОРЯТ этого. Причин может быть много:
- Страх
- Стыд
- Сложные, непонятные чувства и т. д.
И я хочу дать вам ЛАЙФХАК, как можно легко и просто сказать психотерапевту, что в терапии нужно взять паузу.
Опытные психотерапевты знают о так называемом НЕГАТИВНОМ ПЕРЕНОСЕ. Другими словами, опытные психотерапевты обучены принимать обратную связь.
Это не значит, что, если вы пошлёте психолога, он погладит вас по головке. Скорее всего, вам ответят в том же духе, а это уже чревата конфликтом.
Я же говорю о том, что можно сказать: «МНЕ НЕ НРАВИТСЯ», «МНЕ НЕ ПОДХОДИТ», «МНЕ НЕ ПОМОГАЕТ» или «Я СЕЙЧАС НЕ ВЫВОЖУ, И МНЕ НУЖНА ПАУЗА».
СТОП-СЕССИЯ
В психотерапевтических отношениях существует такое понятие как СТОП-СЕССИЯ.
Это когда ещё в самом начале терапии психолог договаривается с клиентом, чтобы тот предупреждал о последней сессии ЗАРАНЕЕ. То есть на предпоследней консультации клиент говорит, что следующая – это стоп-сессия.
На ней мы проводим с ним ретроспективу наших психотерапевтических отношений. Смотрим, какая работа была сделана, что понравилось/не понравилось, что помогло/не помогло и т. д.
И неважно, сколько длилась терапия. Будь то 2 месяца, полгода или год, на стоп-сессии психотерапевт и клиент могут либо ПОПРОЩАТЬСЯ, либо просто ВЗЯТЬ ПАУЗУ.
И терапевт не должен цепляться за клиента. Он, так сказать, «открывает двери» и даёт клиенту право выбора.
СТРАХ РАССТАВАНИЯ
На стоп-сессии у клиента появляется страх. Ему страшно расстаться навсегда. Страшно поставить точку.
В социальном же смысле всё немного иначе. Психотерапевт может спокойно встретить клиента где-то на улице или в интернете. Однако эта встреча будет уже ВНЕ ТЕРАПИИ.
В рамках же психотерапевтических отношений они уже НИКОГДА НЕ ВСТРЕТЯТСЯ.
Если на стоп-сессии клиент завершает курс терапии, то у него есть отличная возможность нормально попрощаться с терапевтом. И надо воспользоваться этим шансом. Это куда лучше, нежели уйти по-английски: исчезнуть без какого-либо предупреждения.
Особенно неприятно, когда клиент за 5 минут до сессии пишет вам, что он больше не придёт.
Что? Почему? Как?
И это при учёте, что последняя сессия прошла хорошо и что клиент вёл себя нормально. Всё шло ровно и планомерно, но внезапно терапия прерывается.
Разумеется, что есть много неосознанных процессов, которые подталкивают клиента поступить подобным образом. И хоть терапевт это понимает, неясным остаётся другое: а почему нельзя просто сказать, что сессий больше не будет?
Зачем тупо игнорировать? Зачем кидать терапевта в чёрный список?
Важно следить за отношениями с клиентом. Психотерапия – это в первую очередь терапия отношений, а уже потом детальное решение того или иного вопроса.
Поэтому крайне важно прийти на стоп-сессию и попрощаться. Каждый психолог заключает с клиентом контракт, сколько времени будет длиться терапия. И нет такого правила, запрещающего взять паузу или прекратить терапию.
Представьте такую метафору. Психотерапевт как бы размещает внутри себя контейнер, куда помещает клиента. И все мысли, связи и, в целом, отношения с этим человеком будут храниться именно в этом контейнере. Говоря иначе, для каждого клиента у меня в голове есть отдельная ячейка. И многие клиенты заблуждаются, что терапевт вне сессий совершенно не думает о них. Это заблуждение. Терапевт думает, но это происходит бессознательно.
Не бойтесь делать замечания психологу
Если клиент чувствует, что со своим психотерапевтом он зашёл в тупик, то об этом нужно сказать. Более того, можно попросить сходить терапевта на супервизию.
Так можно делать, потому с каждой сессией как клиент всё больше будет узнавать о терапевте, так и наоборот. Это позволяет строить свободный диалог. Можно давать как позитивную обратную связь, так и негативную.
И подчеркну, что негативная обратная связь – это не оскорбления, унижения и «нападки», а ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВ, причём не негативных.
Дело в том, что нет ни негативных, ни позитивных чувств. Есть приятные и неприятные. Злость, отвращение, тревога – это просто не очень приятные чувства.
Если клиент злиться на терапевта и делиться своими ЯКОБЫ неприятными чувствами, то это прогресс. Клиент понимает, что ему можно открыться терапевту. Это куда лучшее, чем быть замкнутым и не давать никакой обратной связи.
Что вы думаете о всём вышенаписанном? Как бы обходитесь со своими психотерапевтами? Были ли у вас случаи, когда вам хотелось что-то сказать, но не решались из-за каких-то обстоятельств? Бывало ли, что, сказав что-то терапевту, он обижался?
Все эти правила я приобрёл за годы личной терапии и проведения тренингов. У меня большой опыт с этой сфере, и я научился с научился находить индивидуальный подход к каждому своему клиенту. И вы можете сами в этом убедиться.