Инфантильная зависимость и ее роль в детском и взрослом анализе. Связь взрослого и детского анализа. Анна Фрейд

Кажется только вопросом техники то, насколько родители пациента должны быть включены в терапевтическую работу. За этим лежит теоретически гораздо более важная проблема: начиная с какого периода можно рассматривать личность подрастающего человека как независимую структуру, т. е. когда ребенок перестает быть отражением и игрушкой окружающих его влияний внешнего мира.

В сочинениях Фрейда мы находим ранние и многочисленные указания на значение детской зависимости для становления характера, с одной стороны, и образования неврозов, с другой. Как «биологический фактор» она несет ответственность в первую очередь за зрелость подрастающей личности. Из страха потерн объекта, потери любви и наказаний, которым подвержен беспомощный ребенок, вырастает податливость ребенка воспитанию, которая оборачивается во взрослой жизни «социальным страхом».
Угрызения совести, происходящие из интерпоризации родительского авторитета, прямо ведут к невротическим конфликтам. Тому обстоятельству, что период зависимости ребенка от взрослого у человека намного длиннее, чем у всех других живых существ, Фрейд приписывал такие последствия, как способность любить в целом и Эдиповы стремления в частности;
как культурная борьба против агрессии; как возникновение религии; как этика и мораль; короче, как важнейшие предпосылки прогрессивного гуманизма и социализации человечества. — См. следующие места у 3. Фрейда:
«…биологические факты длительной несамостоятельности и медленного созревания молодого человека…» (собр. соч., т. XII, 328);
«..мы понимаем, что Эдипов “комплекс является психическим коррелятом вторичных фундаментальных биологических фактов длительной инфантильной зависимости человека…^ (собр. соч., XII, 426);

«Биологическим, (фактором) является длительно затянувшаяся беспомощность и зависимость маленькою ребенка от людей. Внутриматочное существование человека в протиповополож-ность большинству животных относительно укорочено; на свет он появляется неподготовленное, чем они. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, продвигается дифференциация Я от ОНО, повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно вырастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и возместить потерянную внутри-маточную жизнь. Этот биологический момент и создает первые опасные ситуации и вызывает потребность быть любимым, которая уже больше не покидает человекам (собр. соч., XIV, 186);
«…Защита детской беспомощности придает реакции на беспомощность, которую взрослый должен уважать и религиозное воспитание признавать, их характерные черты» (собр. соч., XIV, 345);
«Мотив борьбы индивида с “грехом” можно легко найти в его беспомощности и зависимости от других и лучше всего можно охарактеризовать как страх потери любви»- (собр. соч., XIV, 483).