Глава из книги “Кушетка”, Харольд Стерн
Психоанализ оказал тонкое, но несомненное влияние на интеллектуальные течения двадцатого столетия. Труды Фрейда во многом повлияли на развитие всех общественных наук и были включены в конвенциональную мудрость нашей культуры и ее институций.
В свою очередь, сам психоанализ как профессия должен был принять во внимание установки и ожидания среды, в которой он действует и как наука, и как терапия. Аналитики как члены общества сознательно и бессознательно знают о многих силах, которые могут повлиять на их работу. Они должны учитывать их при выполнении своих задач. Например, продолжая традиционное использование кушетки, аналитик непосредственно имеет дело с возражениями со стороны многих пациентов. Многие из тех пациентов, которые прежде сидели и хихикали вместе с другими над абсурдностью лежачего положения и теми несчастными, которые вынуждены его принимать, потом сами просятся лечь на кушетку. Теперь им требуется физическая пассивность и вербальная активность.
Концепции пассивности следует уделить некоторое внимание. Терапевтов из Азии часто поражает агрессивное поведение по отношению к терапевту со стороны человека нашей культуры, обращающегося за помощью. И это верно, что пациент часто очень агрессивен по отношению к терапевту («Почему это Вы мне не помогаете? Вы должны мне помогать!»), и, в то же время, в контрасте с этой агрессивностью, пассивен в выполнении предписаний по лечению его болезни («Я не могу ничего поделать») (Ahsen, 1966).
Курт Адлер (Kurt Adler, 1967; 325), сын Альфреда Адлера, рассматривает использование кушетки как продвигающее не только идею пассивности, но и идею неполноценности/превосходства в аналитических отношениях. Он пишет:
«В соответствии с потребностью сотрудничать в анализе, идеальная ситуация для пациента и аналитика — сидеть лицом к лицу, как с равным товарищем. Почти все пациенты чувствуют, что находятся в положении неполноценности, когда они лежат на кушетке, в то время как аналитик по-барски сидит над ними. Хотя перенос усугубляется, развитие истинных человеческих отношений в такой неравной позиции становится по сути невозможным. В случаях психоза, когда пациенты испытывают отчаянную потребность подружиться с реальностью, войти с ней в более принимающие отношения, решающе важные отношения с аналитиком как другом и человеком являются необходимыми узами. Положение лежа не помогает тут ничуть, а, скорее, усугубляет нереальность. Если, однако, пациент просит позволения лечь на кушетку, ему, конечно, надо это позволить, после того, как обсуждены причины его просьбы. В начале анализа пациент может потребовать этого, потому что ему стыдно раскрывать определенные вещи, глядя в лицо аналитику. Все мои пациенты, которые обращались с этим запросом, через какое-то время принимали решение сесть и глядеть мне в лицо. Во всех случаях надо рассматривать причины отношений лицом к лицу».
В соответствии со своим взглядом на терапию Адлер видит необходимость обеспечить своих пациентов теплыми и позитивными отношениями в качестве средства разрешения психического стресса. Он видит задачу терапевта в том, чтобы дать клиенту ориентацию в реальности и снабдить его связью с другим человеческим существом. Понятно, что лежачая позиция в данном случае противоречит концепции лечения. Некоторые психоаналитики (Spotnitz, 1969), однако, не согласились бы, что этот подход обязательно поможет психотическому пациенту. Они утверждают, что психотическая личность нуждается в том, чтобы почувствовать и выразить гнев, и слишком позитивный подход терапевта тормозит это выражение.
Юнгианские аналитики тоже озабочены психологической позицией, возникающей, когда аналитик смотрит сверху вниз на лежащего пациента. Герхард Адлер (Gerhard Adler, 1967; 347) говорит;
«Эта техническая разница во внешнем положении выражает, в то же время, фундаментальную разницу во всей установке относительно пациента. Если вы сидите позади пациента так, что вас не видно, вы символически занимаете позицию полной недоступности, позицию высшего существа, против которого собственная личность пациента и его ценность обращаются в ничто; вы загоняете пациента в его невроз. С другой стороны, сидеть лицом к лицу — значит символически признавать, что пациент действительно в определенном отношении болен, но, тем не менее, он сам все еще существует как независимая целостность».
Это утверждение не совпадает со многими нашими культуральными предпосылками. Сидеть лицом к лицу может означать полное отрицание болезни, тогда как положение лежа в присутствии другого человека, который сидит, может быть признанием заболевания. Кроме того, то, что пациент не видит терапевта, не обращает само по себе личность пациента и его ценность в ничто. Если же это происходит, то причиной этому обычно бывает, скорее, личность терапевта и характер их отношений с пациентом, чем их расположение в пространстве. Большинство пациентов, заканчивающих психоаналитическое лечение, проходившее на кушетке, испытывают высшее чувство собственной ценности, которого у них не было, когда они начинали свой анализ.
Чаще всего пациент лишь для виду хочет измениться, а на самом деле хочет, чтобы его аналитик изменил бы его окружение так, чтобы ему не было нужды изменять собственное поведение. За многими требованиями к терапевту стоит пассивность: «Снимите шефа с моей шеи», «Остановите поток критики моего мужа», «Сделайте так, чтобы отец давал мне деньги». В то же время вне терапии пациент неизменно вовлекается в различного рода деятельность (отыгрывание или действие вовне) или такое поведение, которое увековечивает его страдание, от которого он хочет, по его заявлениям, освободиться путем лечения.
Кушетка играет роль к процессе, который имеет тенденцию переворачивать активные и пассивные компоненты ситуации. Начиная лечение, пациент входит в пассивную роль по отношению к своему заинтересованному, но бездеятельному терапевту, и от него ожидает все более активной ролл в рамках его болезни. Став более активным, пациент в конце концов начинает говорить о том, что он думает, чувствует и вспоминает – так, чтобы картина его конфликтов могла сложиться как можно полнее. Неизбежно проявляются сопротивления этой вербализации. Когда эти группы сопротивлений искусно разрешаются, анализ затем позволяет пациенту чувствовать все и все говорить. Затем, когда корни его проблем и их смысл выходит на поверхность, они могут быть поняты и проработаны.
Наша культура учит нас агрессивно бросать вызов авторитету. Если пациента просят лечь на кушетку, он может спросить: «А зачем это?». Если пациентке рекомендуют не скрещивать ноги, она тоже может потребовать объяснений* Подобные установки контрастируют с установками, преобладающими в таких странах, как Индия, где пациент занимает очень пассивное, подчиненное положение по отношению к врачу, веря в то, что любое и каждое его распоряжение делается в интересах лечения, за которым он и пришел. Врача очень редко спрашивают, почему он делает то, что делает (Ahsen. 1966). Таким образом, в нашей культуре вызов пациента психотерапевту прямо противоречит его обычному пассивному подчинению предписаниям врача, пусть даже использование лежачей позиции в лечении может иметь еще одно, особое., терапевтические значение. Большинство пациентов, покидающих кабинет врача, не знают, что же такое им прописали, ни от психотерапевта они требуют объяснений, да чем он использует кушетку.
Это можно объяснить преобладающей в нашем обществе установкой на открытый и прямой вызов, особенно авторитетной фигуре. Это может быть плод недоверия, существующего между родителем и ребенком. Пациенты, которых мы рассматриваем, часто с едва прикрытой готовностью вербально выражают враждебность к своим родителям, в ситуации лечения и вне ее. Неудивительно, поэтому, что сходные открыто дерзкие и недоверчивые установки привносятся ими в ситуацию лечения и направляются на аналитика.
Этой вызывающей установке «Попробуй докажи это мне» часто сопутствует воинственная пассивность, означающая «Попробуй сделай это мне». После того, как он объяснит терапевту, что с ним не так (то есть, расскажет о своих симптомах), такой пациент приготовляется ждать от терапевта рецепта. А психоаналитический процесс идет в разрез с этими ожиданиями. Говорит, по большей части, именно сам пациент, и именно он в конце концов выдает ту информацию, которая и ведет к созданию «рецепта» его собственного излечения. Когда лечение идет успешно, пациент научается быть физически пассивным на кушетке и активным в своей речи и выборе тем.
В то время как аналитику может хотеться более сотрудничающей реакции со стороны пациента, этот вызов не обязательно является помехой. Его можно рассматривать как конфликт, который следует изучать и понимать как сопротивление, что ведет к разрешению невроза. Предложение лечь на кушетку может подействовать в этом процессе как катализатор, потому что оно поможет быстрее отбросить искусственный покров сотрудничества, скрывающий сердитый вызов пациента. Проработка вызова как сопротивления ведет к возможности реального сотрудничества, без которого аналитик не может прийти к здоровому заключению.