Блестящее зеркальце на лбу доктора говорит о том, что это врач «ухо-горло-нос», черный резиновый молоточек говорит о невропатологе, скальпель — о хирурге, а психоаналитика узнают по кушетке в его кабинете. Кушетка так явно предполагает психоанализ, что аналитический автор, Спотниц, назвал свою книгу «Кушетка и круг» (Spotnitz, 1961), где круг репрезентирует групповую терапию, а кушетка — психоанализ. Другой автор, Мозер, озаглавил автобиографический очерк о своем собственном психоаналитическом лечении «Годы ученичества на кушетке» (Moser, 1977). Еще пример символического значения кушетки встречаем у Литтла (Little, 1967), описывающего психоанализ пациента, который, увидев живого паука в кабинете терапевта, высказался о символическом сходстве паука с его паутиной и аналитика с его кушеткой. Мозер также дает иллюстрацию того, как именно кушетка может репрезентировать аналитика.
Выбирая объект или образ, который будет представлять собой метод, идею или профессию, мы пользуемся естественным законом, законом символизма (Circot, 1962). Символизм неотделим от ткани всего человеческого общения, фактически, он и составляет ее основу. Наши самые ранние формы письменной речи, клинопись и иероглифы, являются символическими репрезентациями слов. Буквы нашего алфавита символически представляют собой звуки нашего речевого общения, а написанное слово — символ того, что оно репрезентирует.
Герхард Адлер (Gerhard Adler, 1967; 343), последователь Карла Юнга, описывает восприятие кушетки как символа в явном виде:
«Все “за” и “против” кушетки и кресла много раз обсуждались и поэтому хорошо известны. Два предмета мебели стали почти что символами отношения к анализу. Кушетка и аналитик, сидящий за ее изголовьем, ясно нацелены на то, чтобы установить по возможности (я в эту возможность не верю) “внеличную” и “объективную” фигуру аналитика. Очевидно, что это составляет один из защитных механизмов аналитика и играет важную роль в контрпереносе. Доводы в пользу кушетки достаточно хорошо известны, чтобы упомянуть их лишь мимоходом: пациент свободен использовать аналитика для своих фантазий переноса; создание “зависимой” позиции для того, чтобы легче всплывал инфантильный материал; помогает расслабиться и настроиться на свободные ассоциации и т.д. Кушетка также может позволить пациенту выработать нечто вроде интеллектуальной отстраненности от своего бессознательного материала; но все эти особые соображения, которые в любом случае будут разными с разными пациентами, вторичны по отношению к принципу, лежащему в основе использования кушетки или кресла. Кресло выражает большую гибкость в аналитической ситуации».
Символизация — это бессознательный процесс, посредством которого определенные эмоциональные значения смещаются с одного объекта на другой. Тем самым вытесненные желания могут добиться некоторого замаскированного удовлетворения, так как бессознательное, не принятое во внимание, остается в неведении относительно использования символов.
Фрейд показывает важность символов в психологических процессах. Он объясняет, что определенные символы являются входными дверьми, сквозь которые бессознательные идеи могут достичь сознательного выражения, предлагая нечто более социально приемлемое для обозначения вытесненных неприемлемых мыслей или идей {Freud, 1900). Мы можем рассматривать символы во фрейдистском смысле термина, как обладающие экономическими, топографическими и динамическими характеристиками. Экономическими — в том смысле, что выбор символа осуществляется так, чтобы обеспечить вытесненной мысли или идее наибольший катексис (или эмоциональную разрядку) при наиболее социально приемлемых обстоятельствах. Символ имеет топографическую функцию с различным местоположением смыслов, потому что он имеет значение на бессознательном, предсознательном и сознательном уровнях. В более поздней формулировке Фрейда символ может быть также объяснен в рамках Эго, Ид и Супер-Эго. Символизируемый объект имеет динамические аспекты — бессознательная часть объекта стремится к осознанию, несмотря на продолжающиеся процессы торможения со стороны Эго и Супер-Эго.
Топографически, не все значения кушетки обязательно находятся на глубоко бессознательном уровне. Многие близки к поверхности. Например, думать о психоанализе на языке кушетки — удобное средство мысленно охватить с легкостью большую группу понятий. Многие люди, узнав о ком-то, что он психотерапевт, спрашивают: «А кушетка у Вас есть?» Когда есть сомнения о роде работы специалиста, то связь его и кушетки позволяет установить, какой именно терапией он занимается. На этом уровне кушетка исполняет ту же функцию, что и аббревиатура при письме, то есть функцию сокращения.
В противоположность таким объектам как книжный шкаф или пепельница, аналитическая кушетка динамична в своей постоянной игре значений. Эти значения, для которых кушетка служит агентом, постоянно стремятся к выражению. По этой причине она часто встречается в сновидениях и фантазиях как пациентов, так и терапевтов. Это помогает объяснить, почему кушетка — такой популярный и готовый объект высмеивания в карикатурах и шутках. Одной идеи кушетки достаточно, чтобы вызвать гнев у некоторых людей и насмешку у других.
Как флаг, символ страны, является объектом уважения и эмоциональным стимулом, так и кушетка в качестве символизирующего агента становится реципиентом установок по отношению к символизируемому ею объекту — психоанализу. Мы вынуждены изучать кушетку, потому что много значит предмет, который она репрезентирует, то есть, сам психоанализ. Годы и годы она репрезентировала не только положение пациента во время психоаналитического лечения, но и психоанализ как образ мысли о психических и социальных проблемах.
Из 36 систем психотерапии, выделенных Харпером, только две или три используют лежачую позицию, только немногие недирективны, и немногие имеют дело с психическими процессами, которые мы называем «бессознательными» (Harper, 1959). Психоанализ один специализируется во всех трех областях. Несмотря на скромную позицию, которую он занимает по числу терапевтов и пациентов, психоанализ привлекает к себе непропорционально большое профессиональное и непрофессиональное внимание. Дискуссии о психоанализе как форме терапии возникают почти ежедневно на страницах популярных газет и журналов.
Для других профессионалов в области психического здоровья психоанализ может представлять собой подход к лечению, который часто прямо противоположен пониманию человеческого сознания и эмоциональных расстройств. Те, кто противится психоанализу, почти без исключения хватаются за использование кушетки в качестве места приложения их критики.
из книги “Кушетка” Гарольд Стерн