До того, как мы сможем анализировать сопротивление, мы должны узнать его. Я предлагаю в этом разделе кратко описать наиболее типичные феномены сопротивлений, которые проявляются во время курса анализа. Примеры, которые я приведу, просты и очевидны, поскольку для дидактических целей они должны быть предельно ясны и информативны. Следует помнить, что сопротивления встречаются в самых различных неопределенных и сложных формах, в комбинациях или в смешанных формах. Единичные, изолированные проявления не являются правилом. Следует еще раз подчеркнуть, что все виды поведения могут служить формой сопротивления. Тот факт, что материал пациента может ясно раскрывать бессознательное содержание, инстинктивные побуждения или репрессированные воспоминания, не устраняет возможности того, что информативно важное сопротивление может работать в то же самое время. Например, пациент может живо описывать какуюнибудь агрессивную деятельность на сеансе для того, чтобы отвратить рассказ о переживании, которое может показать, что он столкнулся с сексуальным искушением. Нет деятельности, которая не могла бы быть неправильно использована в целях сопротивления. Более того, поведение всегда имеет как аспекты побуждения, так и аспекты защиты (Fenichel, 1941). Тем не менее, клинические примеры, которые будут приведены, ограничиваются простыми, типичными и наиболее очевидными проявлениями сопротивления.