Главная функция терапевта. Опасности отыгрывания вовне контрпереноса. Тяжелые личностные расстройства. Отто Ф. Кернберг

Стремление терапевта на аффективном и когнитивном уровнях интегрировать все происходящее, используя в качестве отправной точки свои субъективные переживания, расширяет его понимание любого объективного материала, который оказывается в его распо­ряжении именно в процессе; это характерная последовательность внутри вновь и вновь доминирующей трансферентной парадигмы, что столь типично для пограничных пациентов. Тщательное вни­мание к циклам основных паттернов поведения, которые он не раз интерпретировал прежде, позволяют терапевту перевести свои субъективные переживания данного момента в интерпретации. В данной ситуации существует риск слишком сильной зависимости от своих эмоциональных реакций, которые могут быть проявлениями контрпереноса.

У терапевта, который ставит себя в центр понимания терапевти­ческого взаимодействия, существуют искушения нарциссического рода. Многие пограничные пациенты, особенно пациенты с тяже­лыми нарциссическими расстройствами, обвиняют терапевта в ма­нии величия, в том, что он искусственно относит к себе ситуации, которые, насколько пациент понимает, вовсе не имеют эмоционального отношения к терапевту. Повторная оценка тех сведений, которые относятся к жизни пациента вне терапии, размышление о проблемах, которые привели пациента к терапевту, о целях терапии и прежде всего стремление сначала исследовать реальность терапев­тической ситуации в данный момент и лишь потом переходить к построению гипотез — все это помогает терапевту избежать искаже­ний объективности.

Может быть, наиболее сложным аспектом терапевтического вза­имодействия являются субъективные переживания терапевта, отра­жающие спроецированные аспекты переживания пациентом своего Я. Другими словами, терапевту труднее всего вынести то состояние, которое посредством проективной идентификации вызывает у него пациент, сам при этом отыгрывая переживания объект-репрезента­ции. Обычно терапевту легче репрезентировать объект-репрезента­ции пациента. Поскольку в типичном случае пациент воспринимает себя как жертву фрустрирующего, подавляющего, недоступного или садистического объекта, идентификация с таким Я-образом паци­ента ставит под угрозу способность терапевта контейнировать эту реакцию внутри себя и использовать ее для интерпретации. И, опять-таки, теоретическое понимание природы взаимной активации чередующихся частичных объектных отношений, примитивных Я- и объект-репрезентаций должно помочь терапевту организовать свои переживания в такие моменты. Способность терапевта переносить свои эмоции, не превращая их в действия, извлекать из них интер­претации, а не действовать под их непосредственным влиянием, есть тот главный фактор, который помогает пациенту превратить дей­ствия в субъективные переживания.

Мне кажется, мы недооцениваем как нормальность, так и сте­пень тяжести психопатологий у многих подростков, попадающих в сферу нашего внимания. К психопатологии подростков надо подходить стратегически, глядя в отдаленное будущее пациента, не пытаясь решить проблемы молодого человека с помощью простой кратковременной поддержки.