Это вариант предыдущей ситуации. В этом случае пациент не молчит совершенно, но осознает, что не чувствует себя способным рассказывать, или ему нечего сказать. Очень часто это утверждение следует за молчанием. Наша задача та же самая: выяснить, почему и что пациент не способен рассказать. Это утверждение имеет причину или причины, и наша работа состоит в том, чтобы направить пациента на работу над ними. Это, в сущности, та же самая задача, что и опознание бессознательного нечто, которое приносит осознанное ничто в сознание молчащего пациента.
Аффекты, являющиеся признаком сопротивления.
Наиболее типичное проявление сопротивления с точки зрения эмоций пациента наблюдается, когда пациент сообщает что-то вербально, причем аффекты отсутствуют. Его замечания сухи, скучны, монотонны и невыразительны. Создается впечатление, что цациент бесстрастен, его не трогает то, о чем он рассказывает. Особенно важно, когда отсутствие аффекта наблюдается при рассмотрении тех событий, которые должны, быть чрезвычайно нагружены эмоциями. В целом, несоответствие аффекта содержанию указывает на сопротивление. На это же указывает наличие эксцентричных высказываний пациента, когда идеация и эмоция не находятся в соответствии.
Недавно пациент начал сеанс утверждением, что предыдущей ночью он пережил большое сексуальное возбуждение в самом деле, величайшее сексуальное удовлетворение в своей жизни, со своею новобрачной. Он начал описывать переживание, но на меня произвела впечатление и озадачила его медленная, колеблющаяся речь, его частые вздохи. Несмотря на очевидную важность вербального содержания,я чувствовал что слова и чувства не соответствуют друг другу; работало какоето сопротивление.Я внезапно прервал пациента и спросил: Это было сильное возбуждение» но все же вьг печальны. Сначала он отрицал это, но его ассоциация,подсказала мне,что это прекрасное сексуальное переживание означало кбнец чегото, это было своего роди прощание. Постепенно стало ясно, что он отодвигал от себя осознание того, что его сексуальная жизнь с женой означает прости его диким инфантильным сексуальным фантазиям, которые жили неизменными и неудовлетворенными в его бессознательном (см. Schaffer, 1964).