Когда лечение начато, кратко даётся объяснение его требований. Врач повторно объясняет что всё, что бы он ни говорил в сессиях, он говорит только для того, чтобы помочь пациенту высказывать чувства, мысли и воспоминания, которые приходят к нему в данный момент – а не для того, чтобы воздействовать на его поведение вне отношений.
Время от времени, с целью облегчения раппорта, аналитик предлагает объяснения по темам, поднимаемым пациентом – новости дня, социальные, культурные события и тому подобное.
В этих обсуждениях аналитик не высказывает своего личного мнения. Он представляет различные точки зрения на спорные темы и соответственно отражает вопрос:” А что вы думаете ?” Объяснения поведения следуют подобному паттерну. Терапевт помогает пациенту понять, что существует более чем одно решение проблемы, и что каждая альтернатива имеет свей достоинства и недостатки.
Информация предоставляется тогда, когда она должна облегчить коммуникацию и удерживается, когда она может вызвать обратный эффект. Например, на вопрос читал ли он книгу, упоминаемую пациентом, аналитик может сказать: “Почему вы спрашиваете ?” Если пациент ответит что он хотел бы обсудить её, ему можно будет сказать:” Лучше обсудить книгу не зная, читал я её или нет”. Пациент, если он кооперативен, должен тогда вербализовать свои впечатления о книге. После этого аналитик может сказать: “Я читал (не читал) эту книгу”.
Хотя он не отвечает на вопросы, которые должны помочь пациенту описать его собственный опыт и восприятия, аналитик обычно подтверждает точное восприятие его самого как личности, затем это адекватно объясняется. Например, на вопрос гулял ли он воскресение вечером в Центральном Парке, он может спросить: “Почему вы хотите знать ?” У пациента, отвечающего: “Я думаю, что я видел вас там,” спрашивают конкретные детали. После того как он опишет точные время и место, аналитик может сказать:” Вы правы”.