КЛЮЧИ
Контртрансферное сопротивление выдает свое присутствие многочисленными путями. Поскольку большинство основных ключей было уже описано, я ограничу себя здесь замечаниями о том что слышал достаточно часто при лечении амбулаторных шизофренических пациентов. Существуют черные и белые, а также “серые” признаки; последним требовалось интенсивное изучение, прежде чем смогли определить их надежность. Список, который приведен ниже, был отобран из моего собственного репертуара, а также из обсуждений с коллегами и студентами-аналитиками.
- “Забывание” о назначенной встрече с одним пациентом и назначение того же времени другому.
- Незапоминание имени пациента.
- Назначение встречи таким образом, что пациент остаётся неуверенным, когда ему приходить – например, без четверти девять или же в четверть десятого.(Лучше, по моему опыту, попросить пациента повторить время специально.)
- Завершение сессии раньше времени или позже.
- Наличие трудностей в сохранении спокойствия.
- Неожиданное обнаружение себя думающим о пациенте между сессиями и таким образом, что это мешает работе с другими пациентами.
- Принуждение чьих-либо мыслей следовать в определенном направлении.
- Нетерпение установить контакт с пациентом.
- Выражение чувств когда нет необходимости это делать. (Обычно это не бывает полезным, но временами имеет терапевтический эффект).
- Нежелание сообщать эмоцию. (Будет ли это препятствовать прогрессу пациента может быть определено только дополнительным анализом).
- Подкрепление усилий пациента “не расстраивать” аналитика прекращением коммуникации или изменением темы.
- Ответ на враждебность контр-враждебностью.
- Желание казаться более осведомленным чем пациент.
- Раздражение из-за неясных коммуникаций пациента или неудач в обеспечении аналитическим материалом.
- Ригидное цепляние за одну технику. (В таком паттерне обычно фигурирует враждебность или страх).
- Состояния тревоги перед или после, также как и во время сессии, которые не кажутся каким-либо образом связанными с пациентом. (В таком состоянии, например, кто-то может открыть дверь чтобы пригласить его и непосредственно заметить что он полон ярости.)
- Принятие за действительность мыслей пациента о том что он неизлечим (вместо анализирования и исследования их вместе с ним).
- Присоединение к пациенту в недисциплинированной разрядке реакций.
- Различные чувства тревоги или беспокойства, которые препятствуют аналитической активности.
- Смутное понимание или непонимание определенной информации, которую пациент сообщает снова и снова.