Как справляться с паникой и напряжением в условиях кризиса. Конкретные шаги

Как справляться с паникой и напряжением в условиях кризиса. Конкретные шаги

Вообще, я очень не люблю слово паника. Но поговорить об этом нужно.

Так что же такое паника?
Как справляться с напряжением, с которым все мы столкнулись сейчас, особенно когда в нашей стране вводят определенные меры?
Как справляться со страхом и тревогой?

Если коротко, паника – это неконтролируемая тревога.

Очень простой, но действенный совет: необходимо для себя ответить на три вопроса.

  1. Где я сейчас?
  2. Что со мной?
  3. Кто я?

Это классический метод гештальт-терапии по преодолению своей тревоги.

Как это работает?
Это успокаивает, это возвращает вас в реальность, возвращает вас в “здесь и сейчас” и помогает справиться с, казалось бы, неконтролируемой тревогой.

Что такое массовый психоз?

Фрейд рассматривал человеческую толпу в психозе как массу, находящуюся словно под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы – это её восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идеи или верования, внушённые толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.

Паника – это одна из форм поведения толпы.

Толпа – это масса людей, неконтролируемая группа людей.
Не просто народ, а именно толпа.
Почему неконтролируемая? Потому что она подвержена групповым поведениям.

Большинство определений паники связано с появлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состоянием периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе взаимного заражения этими чувствами. Это состояние сопровождается резкими ослаблениями волевого самоконтроля, когда эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личной самооценкой.

То есть включаются рефлекторные, автоматические механизмы самозащиты. Животные, инстинктивные, которые игнорируют большую часть интеллектуального самоконтроля. Таким образом, человек реагирует реактивно, а не обдуманно.

Панику можно классифицировать по масштабу, глубине охвата, длительности и деструктивным последствиям.

 По масштабу:

  • Индивидуальная (один человек);
  • Групповая (от 2 до нескольких десятков, сотен человек);
  • Массовая (это тысячи, десятки тысяч человек).

По глубине охвата: 

  • легкая паника (испытывается, в частности, когда задерживается транспорт при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале, звуке, вспышке). Человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь лёгкой удивлённостью, озабоченностью, напряжением мышц;
  • средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Например, скупка товаров в магазинах при циркуляции справедливых или фиктивных слухов о повышении цен. То, что сейчас может начать происходить. Люди немного теряют критичность из-за нехватки объективной информации.
  • полная аффективная паника с отключением сознания, характеризующаяся невменяемостью, наступает при чувстве большой смертельной опасности, как явной, так и мнимой. Это крайне важно. В этом состоянии человек полностью теряет контроль над своим поведением. Он может бежать куда попало, даже в очаг опасности. Бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотичные поступки, абсолютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Например, такая паника была на “Титанике” или на пароходе “Адмирал Нахимов”, которые потерпели крушение. Во время войны, землетрясения, ураганов, пожаров и других стихийных бедствий.

По длительности:

  • кратковременная (секунды и минуты);
  • длительная (десятки минут);
  • пролонгированная (несколько дней или недель).

(Про деструктивные последствия я промолчу намеренно, чтобы лишний раз не пугать.)

Во время паники, проваливаясь в чувства толпы, люди подвергаются таким эмоциям как тревога, возбудимость, готовность к агрессии и так далее. А затем наступает усталость, оцепенение и это последний этап эмоций проживания паники.

Что будет дальше? Что вас может ожидать? С чем вы можете столкнуться?
С напряжением, которое возникает в процессе ожидания.

Как справляться с напряжением?
Учиться его удерживать. Для этого, конечно, нужен опыт.

Что самого ужасного в напряжении?
Неизвестность. Скука.

Что самое ужасное в напряжении и тревоге?
Что есть чувство необходимости что-то делать. Но не всегда “делать что-то” приводит к положительному результату. Иногда лучше замереть и подождать.

Недавно я прочитал одну очень интересную статью на Хабре про социальную изоляцию. И я согласен, что это самое необходимое и важное, что нужно сделать сейчас для того, чтобы не допустить развития пандемии. Необходимо какое-то время избегать общественных мест.

Все это очень хорошо, но вызывает напряжение, ведь неизвестно, как долго такая ситуация продолжится. И нужно как-то уметь удерживаться, устаканиваться в этом.

Что хорошего в этом напряжении? Что в этом полезного и чем на самом деле можно заняться в ожидании?

Можно заняться собой, семьёй, почитать книги, да и много других полезных дел.

Просто мы все привыкли проводить время в суете и работе, бегать и заниматься чем угодно, только не своей жизнью.

И это отличное время, когда можно заняться собой и побыть немного в семье.
Мы привыкли быть в контакте с кем-то и не быть в контакте с собой.
Из-за того, что нет опыта быть в контакте с собой, возникает напряжение.

Как с ним справляться? Исследовать себя, изучать себя.

Не стоит поддаваться массовым влияниям, истерии и панике.

С психологической точки зрения, стоит обратить внимание не на толпу, не на массу, а на себя. На свою субъективную реальность. На свою индивидуальную жизнь, на свою семью.
И максимально помочь себе, своей семье, ограничить себя в социальных взаимодействиях настолько, насколько это возможно.

Ведь это элементарная классическая безопасность.

Что мы можем сделать на самом деле, на что мы можем влиять в действительности?

По факту, почти ни на что, кроме как на то, чтобы следить за собой, своим здоровьем, своими детьми, своей семьёй.
Оказывать максимально позитивное и конструктивное влияние на наших близких и окружающих, с тем, чтобы соблюдать все рекомендации ВОЗ, как бы банально они не звучали:

  • носить маску;
  • мыть руки;
  • прикрывать лицо, когда чихаешь;
  • не общаться с потенциально заражёнными/больными;
  • избегать массовых скоплений людей и так далее.

Надо ли сейчас бежать закупаться?
Это традиционная, уже классическая история, унаследованная нами социально-генетически, которая осталась после Советского Союза с его страхом яростного дефицита.

На мой субъективный взгляд, для яростного дефицита в сегодняшнем нашем экономическом положении это не очень возможно. И я не думаю, что какая-либо форма карантина может к этому привести.

Я думаю, что это временный кризис, а у любого кризиса есть конец.
Это нужно осознать.
И это поможет вам справиться с непреодолимым желанием поддаться общественной панике.

Время кризиса ограничено.

Сколько?
Неизвестно.

И всё, что остаётся делать – это столкнуться с данной реальностью, принять её и учиться адаптироваться. Благо, на нашем постсоветском пространстве адаптироваться вообще никому не в новинку.

Еще раз проговорю.

Как справляться с собственной тревогой? Возвращаться к себе, к своей индивидуальности, к своему субъективному взгляду.
Не лезть в толпу, не поддаваться массовой истерии.
И задавать себе вопросы: Где я сейчас? Что со мной? Кто я?

Разберём на простом примере.

Школа. Урок. Сидят ученики. Учитель медленно ведёт пальцем по журналу.
У всех начинается паника, истерика, все начинают переживать, задерживают дыхание.
Что делает при этом человек, владеющий данной техникой? Он отвечает себе на эти три вопроса: Я сижу за партой. Со мной сейчас ничего не происходит. Я ученик.
Ведь ещё ничего не произошло, палец учителя не остановился на журнале, он еще никого не вызвал.
Следующий этап: палец остановился на какой-то строке журнала, опять повод для всего класса тревожиться, переживать.
А ученик, владеющий данной техникой, отвечает себе на три вопроса. Я сижу, со мной ничего не произошло, я ученик в классе. Всё нормально. Всё в порядке.
Далее учитель называет фамилию этого ученика.
Другие могли бы испугаться. Но этот ученик не боится, потому что он пока ещё не знает, что будет дальше. Он ждёт следующего шага.
Когда учитель вызывает его к доске, ученик выходит, каждый раз задавая себе третий вопрос. Стоит у доски и пока не знает, почему учитель его вызвал. Может быть просто доску протереть. Поэтому он не тревожится и не переживает, несмотря на то, что весь класс уже выдохнул.
Учитель задает вопрос, и в этот момент ученик имеет возможность обратиться к своей памяти. Уже не в истерике и панике, а здраво и рационально проанализировать, владеет ли он нужной информацией или нет.
И только после того, как он поймёт, что информации нет или, допустим, есть, он отвечает. И снова задает себе вопросы: Где я сейчас? Что со мной? Кто я? 
И даже если учитель ставит ему двойку, ученик контролирует себя в этот момент и не поддается истерике.

Вот такая простая техника, которую я всем рекомендую, для того чтобы справляться с чувством повышенной тревоги, не поддаваться панике, не присоединяться к массовой истерии. 

А также рекомендую возвращаться к себе, своей реальности, своей жизни и своей индивидуальности.

Ведь ваше здоровье зависит только от вас.