Теплое согласие: Аналитик может вербально присоединяться к негативным взглядам пациента на членов его семьи или человечество в целом. Например, если пациент говорит что его родители “невыносимые люди”, терапевт может выразить согласие. Если пациент выражает мнение что аналитики плохие, ответ может быть таким: ” Я согласен с вами. Иногда даже я бываю плохим.” Если он снова и снова говорит что мир – это страшное место, наполненное отвратительными людьми, аналитик может ответить: ” Вы правы. Мы все катимся в ад!”
Он может потворствовать эмоциональному взрыву против того, о ком рассказывает пациент. Студентка, описывающая опыт унижения, сказала что один из её инструкторов насмехался над ней перед всем классом и не оставил ей возможности защитить себя от его несправедливой критики. Терапевт воскликнул: “Какой ужасный инструктор! Он был абсолютно не прав, угрожая вам таким образом.”
Когда мужчина, покидавший офис, бранил себя за то, что использовал сессию скорее для отдыха, чем для работы, аналитик заметил: ” Вы имеете право тратить время”. “О.K. Это мой потраченный час”, — добавил он. На что ему ответили: ” А я плохой аналитик, который позволяет и помогает вам тратить его”.
Аналитик может ответить похвалой и одобрением , когда пациент ссылается на желаемое направление поведения или сказать что другие находятся в “подобном положении”. Если, например, он цепляется за мысль, что ему требуется “хороший ночной сон”, ему можно будет сказать, что аналитику он также требуется. Студенту, который описывал посещение поздней вечеринки со своей подругой, было сказано: “Она, вероятно, тоже хотела спать”. Далее, ответ на сообщение мог быть таким: “Хороший ночной сон предоставит вам мир доброты”.
Моделирование нового поведения: Директивно или недирективно аналитик может моделировать соответствующий паттерн поведения.
Он может сказать, отражая эмоциональное отношения пациента: “Вы похожи на абсолютно никчемное человеческое существо”.
- [П: Это то, о чем я вам уже говорил.]
- А: Вы не должны соглашаться со мной. Вы должны сказать чтобы я замолчал.
- [П: Действительно. Вы слишком много говорите. Вы не должны говорить мне такие вещи.]
Юношу, который повторно высказывал свои фантазии о том, чтобы отрезать свои тестикулы и мелодраматически предложить их своей матери, спросили, не кастрирует ли он самого себя для аналитика. Эта идея ужаснула его; он ничего не мог сказать. Аналитик спросил: ” Почему вы не разозлились на меня за то, что я задал вам такой вопрос? Любой человек, которому задали бы такой вопрос, послал бы меня к черту”. В течение пяти минут юноша громко смеялся. Интервенция разрешила его поглощенность ужасающими кастрационными фантазиями [105].
Вспомогательное эго: время от времени, когда пациент повторно сомневается в своей способности что-нибудь сделать, что по его мнению, было бы в его интересах, аналитик может предложить ему помощь или сделать это за него. (Тем не менее, интервенции, которые должны заставить замолчать пациента, сюда не включаются). В роли дополнительного эго врач вносит особого рода предложение, которое должно мобилизовать пациента говорить, затрачивая собственные усилия.
Юноша, затаивший глубокие опасения по поводу готовящейся карьеры, сомневался, говорить ли ему по этому поводу со своим отцом. Аналитик спросил: “Вы хотите чтобы я поговорил с вашим отцом ?”После того как были исследованы все за и против подобного заступничества, пациент решил дать объяснение самостоятельно.